Сайт воспитателя МАДОУ № 43
             Маевской Татьяны Васильевны
Среда, 12.08.2020, 13:54

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [19]

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Полезные ссылки
  • КРИПКиПРО
  • Сообщество uCoz
  • МБОУ ДПО "НМЦ"
  • База знаний uCoz
  • Управление образованием г.Кемерово
  • МАДОУ № 43

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук»

    «Развитие речи детей через мелкую моторику рук»

     

    Цель: повышение уровня компетентности воспитателей и родителей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук.

     

    Ход выступления

    У многих детей в дошкольном возрасте, возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук, и в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегивать пуговицы и т. д.). Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи.

     

    «Рука- вышедший наружу мозг» - писал Кант. Что он хотел этим сказать? Не много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы отражаются в положении рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.

     

    Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

     

    Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связанная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

     

    Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут пальчики ребенка, зависят напрямую его успехи в обучении.

     

    В системе воспитания и обучения детей необходимо предусмотреть специальные, воспитательно - коррекционные мероприятия, направленные на физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как: пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок; массажи с растиранием пальчиков и массажерами для рук; игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками; катание шестигранных карандашей между ладонями; народные игры с ладошками; театр теней рук, складывание рисунков из палочек; рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе.

     

    Очень хорошо данные методики вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

     

    Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко ребенок держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в 4 года ребенок не умеет в пригоршне доносить воду до лица –значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

     

    Обнаружив у ребенка отставание, стоит заняться с ребенком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнется воздействие, тем лучше будет результат. И еще, занятия должны вызывать у самого ребенка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае занятия не будут иметь результата.

     

    Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.

     

    Упражнения для развития мелкой моторики

     

     

    1. Игры с пластилином

     

    -мнем и отщипываем;

     

    -надавливаем и размазываем;

     

    -скатываем шарики и колбаски;

     

    -режем на кусочки;

     

    -лепим картинки;

     

    -готовим обед.

     

     

     

     

    2. Игры с бумагой

     

    -бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные фигуры. Всё это развивает ребёнка в эстетическом плане,разрабатывает моторику пальцев рук,а также приучает малыша к аккуратности и терпению.

     

    Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок, занятия в технике оригами.

     

     

     

    3. Игры со счетными палочками

     

    Игры помогут развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Игры с палочками не только развивают мелкую моторику,но и формируют образно -пространственное мышление,развивают фантазию и наблюдательность.

     

    Старшим дошкольникам будут интересны головоломки на смекалку.

     

     

    4. Пальчиковая гимнастика и игры (сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.)

     

     

    Пальчиковая игра «Паучок»

     

    Паучок ходил по ветке, (руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут»

     

    А за ним ходили детки. (по предплечью, а затем по плечу другой руки)

     

    Дождик с неба вдруг полили, (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие

     

    Паучков на землю смыл. (движения; хлопок ладонями по столу/коленям)

     

    Солнце стало пригревать (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,

     

    Паучок ползет опять, (пальцы растопырены, качаем руками)

     

    А за ним ползут все детки (действия аналогичные первоначальным)

     

    Чтобы погулять по ветке. («Паучки» ползают по голове).

     

     

    «Сороконожки»

     

    Две сороконожки (средний и указательный пальчик перемещаются)

     

    Бежали по дорожке.

     

    Встретились, (ладошки друг напротив друга)

     

    Обнялись, (ладошки переплелись)

     

    Насилу расстались (ладошки разжались)

     

    И- попрощались (ладошки машут, прощаясь).

     

     

    5. Работа с использованием «бросового материала» (спичек, шнуровок, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц,массажных колечек и т. д.)

     

    Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

     

    Игры с прищепками

     

    «Ежик»

     

    Ежик, ежик, где гулял?

     

    Где колючки растерял?

     

    Ты беги скорей к нам, ежик,

     

    Мы тебе сейчас поможем.

     

    Предложите ребёнку зацепить прищепки за:картонную фигурку. Например упражнения «Травка»за зелёный прямоугольник, упражнение «Солнышко» за жёлтый круг.

     

     

     

    С массажными колечками.

     

    Предложите ребёнку накатывать (одевать)массажное колечко поочерёдно на каждый пальчик.

     

    При работе с массажными колечками ребёнок может называть пальцы или проговаривать стишок.

     

    Раз, два. Три, четыре, пять

     

    Пальчики хотят играть.

     

    Мы колечко взяли

     

    И на пальчик одевали.

     

    Раз- большой, он красивый такой,

     

    Два — указательный, очень обаятельный,

     

    Три- средний, он совсем не вредный,

     

    Четыре- безымянный, пальчик очень славный.

     

    Пять-мизинчик,маленький счастливчик.

     

     

    6. Развивающие игры.

     

    -деревянная пирамидка -помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета;

     

    -кубики- развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

     

    -конструкторы- развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

     

    -рамки-вкладыши- способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

     

    -пазлы- развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

     

    -мозаика- способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

     

     

    7. Массаж пальцев рук и ладонных поверхностей (с использованием различных массажеров)

     

    Игры с карандашом.

     

    Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутить его вперед назад.

     

    -Массаж каждого пальца, ладони в отдельности, т. е. левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.

     

    «Карандаш в руках катаю,

     

    Между пальчиков верчу.

     

    Непременно каждый пальчик,

     

    Быть послушным научу».

     

    Упражнение точилка.

     

    Зажать в левом кулаке один конец карандаша,а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша.

     

    Мы точилочку берём,

     

    Карандаш в неё кладём.

     

    Будем острым наш

     

    Красный карандаш.

     

    Упражнение «Дятел»держать карандаш большим и средним пальцем,а указательным постучать по нему.

     

    Дятел, дятел постучи.

     

    Где сидишь ты покажи?

     

    «Ножницы». Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.

     

    Различные виды упражнений:

     

    -«пунктиры»-подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад- вперед пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

     

    -«пила»-левая рука лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз.

     

    -«согреем ладошки»- сильно потираем руки.

     

     

     

    8. Графические упражнения.

    (диктанты, штриховка, раскрашивание и др.)

     

    Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

     

     

    9. Игры с песком

     

    -погладь рукой песок;

     

    -положи ладонь на песок. Это след твоей ладони (следы от крышек, палочек, попробуй изобразить след кошки;

     

    -разгладь песок двумя руками;

     

    -я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

     

     

    10. Упражнения с мячами

     

     

    -учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его;

     

    -катать мяч по часовой стрелке;

     

    -держать одной рукой, другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.

     

    Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически. Все описанные упражнения просты по технике,но вместе с тем при регулярном использовании при работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений с предметами оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей,вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно-психического напряжения.

    Категория: Мои статьи | Добавил: viptanysha74 (07.04.2017)
    Просмотров: 372 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Copyright MyCorp © 2020