Сайт воспитателя МАДОУ № 43
             Маевской Татьяны Васильевны
Среда, 12.08.2020, 13:26

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [19]

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Полезные ссылки
  • КРИПКиПРО
  • Сообщество uCoz
  • МБОУ ДПО "НМЦ"
  • База знаний uCoz
  • Управление образованием г.Кемерово
  • МАДОУ № 43

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Консультация для родителей « Особенности возрастного развития детей 3-4 лет »

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 43

    «Детский сад комбинированного вида»

     

     

     

    Консультация для родителей

    « Особенности возрастного

    развития детей 3-4 лет »

     

     

    Воспитатель: Маевская Т. В.

     

     

     

    Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

             В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

             Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

             Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

             Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

             Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.

             К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

             Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

             По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

             Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

             В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

             На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

             Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

             Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

             Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

             В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

             В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

             К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).

             Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

             Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

             В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

             Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

     

     

     

     

    Что должен знать и уметь ребенок в 4 года:

     1. Внимание:

    - Повторить за взрослым движение в определенной последовательности:

      хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.

    - Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово.

    - Складывать по предложенному образцу простые постройки из

       конструктора.

    - Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.

    - Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.

    - Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.

    - Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.

    - Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.

    - Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.

     

    2. Мышление:

    - Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном

       порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.

    - Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.

    - Называть обобщающим словом каждую группу предметов:

    1) собака, кошка, корова, лошадь, коза;

    2) белка, заяц, медведь, волк, лиса;

    3) роза, ромашка, колокольчик, василек;

    4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.

    - Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой

       выбор.

    - Находить пару каждому предмету.

    - Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для

      чего нужны стрелки для часов ? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?

    - Подбирать противоположные слова:

    днем светло, а ночью… (темно);

    зимой холодно, а летом… (тепло);

    вата легкая, а камень … (тяжелый);

    кирпич твердый, а подушка… (мягкая);

    дерево высокое, а пенек… (низкий);

    река широкая, а ручеек… (узкий);

    слон большой, а мышка… (маленькая).

     

    3. Память:

    - Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно

      поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем

      попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш

      должен будет определить, какой предмет исчез.

    - Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.

    - Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.

    - Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.

    - Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.

    - Пересказывать содержание услышанной сказки.

    - Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок

      из него.

    - Запоминать содержание сюжетного рисунка.

    - Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события

      своей жизни.

     

    4. Мелкая моторика:

    - Запускать мелкие волчки.

    - Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный

      и средний).

    - Кистями рук делать «фонарики».

    - Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.

    - Застегивать пуговицы, крючки, молнии.

    - Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с

      большим.

    - Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.

     

    5. Математика:

    - Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.

    - Уметь группировать предметы по цвету, размеру, форме.

    - Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат,

      треугольник, прямоугольник, овал.

    - Показывать, что находится вверху и внизу от него.

    - Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.

    - Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и

     приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких

     поровну.

    - Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте);

      объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче),

      шире (уже), выше (ниже).

    - Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.

    - Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.

    - Понимать смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».

    6. Развитие речи:

    - Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка

      пищит, свинья хрюкает и т. д.

    - Что умеют делать эти животные ( рыба плавает, птица летает, змея ползает,

      заяц прыгает, человек ходит ).

    - После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки

      составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об

      этой игрушке.

    - Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь,

      одежда.

    - Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.

    - Употреблять предложения с однородными членами.

    - Отвечать на простейшие вопросы.

     

    7. Окружающий мир:

    - Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.

    - Сказать, сколько ему лет.

    - Назвать город, в котором он живет.

    - Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений

    - Различить и назвать привычные бытовые предметы.

    - Называть время года. Различить и назвать погодные явления.

    - Назвать несколько профессий.

    - Уметь самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной

      последовательности.

    - Соблюдать элементарные правила поведения в детском саду;

    - Правила взаимодействия с растениями и животными;

    - Иметь элементарные представления о правилах дорожного движения.

    - Самостоятельно одевается и раздевается, имея свои предпочтения в одежде

      и ее цвете.

    Возраст 3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно на этом этапе закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно - физического и умственного развития малыша.

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: viptanysha74 (28.01.2017)
    Просмотров: 323 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Copyright MyCorp © 2020